В 2018 году Генеральная прокуратура, получив отказ в передаче дела в Кассационную инстанцию, направила кассационное представление в Верховный суд РФ только по одному делу из пяти обжалуемых. Определением Верховного суда РФ решения городского и краевого судов Камчатского края отменены только в части. Согласно новому решению, Разрешение, выданное Управлением признано незаконным, в связи с неуказанием в нем запретного для специализированного промысла минтая периода, а также бездействием Управления, выраженное в отказе исключения из графы «сроки добычи (вылова) ВБР» данного разрешения периода запретного для специализированного промысла минтая.

С февраля текущего года Управлением в связи с вступлением в законную силу решения Верховного суда РФ внесены изменения в ранее выданные Разрешения.

Таким образом, может сложится практика, что помимо не только внесения запретных сроков промысла в Разрешение, может возникнут обязанность по внесению всех запретов и ограничений, существующих в области рыболовства, что в свою очередь существенным образом повлияет на сроки подготовки и выдачи Разрешений.

Указание в Разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов всех ограничений, содержащихся в законодательных и других нормативных актах РФ в области рыболовства, является излишним, так как не приведет к возникновению дополнительных обязанностей у пользователя, и не указание данных ограничений в Разрешении не будет являться поводом и основанием освобождения такового от ответственности, в случае нарушения указанных норм.

В настоящее время Управление готовит надзорную жалобу на вынесенное решение Верховного суда РФ.

Необходимо отметить, что вступившее в законную силу решение в рамках предстоящей лососевой путины 2019 года создаст условия для появления избыточных административных барьеров, затрагивающих интересы рыбопромышленников.

Добыча (вылов) тихоокеанских лососей осуществляется на основании решений Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, которая устанавливает условия осуществления рыболовства, в частности сроки начала осуществления промысла и проходные дни (дни запрета). Принимая во внимание решение Верховного суда, сроки добычи (вылова) ВБР в Разрешениях должны соответствовать решениям Комиссии с учетом сроков запрета (проходных дней).

Скоротечность лососевой путины и массовый ход тихоокеанских лососей требует оперативного управления. Поэтому в ходе путины установленный режим проходных дней может быть изменен в зависимости от фактической промысловой обстановки. Так, исходя из практики прошлых лет в период «рунного хода» рыбы, решение об отмене ранее установленных проходных дней (сроков запрета) принимается оперативно как накануне, так и в день ранее установленного запрета. Количество решений по изменению режима проходных дней, принимаемых Комиссией в течение путины, достигает 10-15.

В целях продолжения промысла потребуется срочное внесение изменений в Разрешения, сроки рассмотрения которого составляют от 2-х до 5-ти рабочих дней, а оформление самих разрешений с указанием начала и окончание промысла по каждой подзоне, по группе РПУ, по каждому водному объекту займет минимум 15 дней. В этом случае Управление уже не будет в состоянии выполнять указание руководства ФАР по оперативному оформлению и внесению изменений в Разрешения в течении 1 – 2 суток.

В следствие рыбопромышленники будут вынуждены простаивать и нести убытки, которые повлекут за собой недополучение налоговых сборов.

В период «рунного» хода тихоокеанских лососей (на примере горбуши) суточные уловы на морских рыбопромысловых участках достигают 6000 – 6500 тонн. Потери бюджета за один пропущенный промысловый день составит от 19 200 000 рублей до 20 800 000 рублей соответственно (налоговый сбор за тонну горбуши составляет 3200 рублей).

Таким образом, в режиме оперативного регулирования промысла тихоокеанских лососей обеспечить своевременное внесение изменений в Разрешения технически невозможно. Учитывая скоротечность путины, в условиях, когда 3 – 5 промысловых дня решают исход путины, создание подобных административных барьеров для рыбопромышленной отрасли края недопустимо.

Кроме того, внесение таких изменений в разрешения повлечет за собой значительное увеличение расходов государственных средств на почтовые (телеграфные) услуги. Многократное увеличение нагрузки на Управление приведет к снижению качества оказываемых государственных услуг и потребует увеличения штатной численности сотрудников или привлечения сотрудников из других подразделений, что в свою очередь может привести к разрушению системы управления рыбной отраслью в регионе.